Волонтеры в библиотеках

Практические советы и способы привлечения добровольцев

Почему люди становятся волонтерами?

Мотивация добровольцев может быть самой разной:

1. Психологическая потребность быть нужным.

Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.

2. Потребность в общении. В активной, творческой компании интересно и комфортно, это положительное эмоциональное состояние.

4. Интерес. Работа волонтеров зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.

5. Карьера, самореализация. Работа волонтером дает возможность улучшить свое социальное положение, помогает установить социально значимые связи, получить новые навыки, научиться полезному, развить организаторские способности и благодаря этому приобрести уважение в обществе.

6. Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии — журналистика, преподавание,менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.

7. Досуг. Время можно тратить двумя способами — с пользой и без. Первый вариант — это волонтерское движение.

8. Защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей.

9. Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ – поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, интернет-ресурсов .

2. Алгоритм выстраивания работы с волонтёрами:

1. При реализации этого направления следует определиться, нужны ли библиотеке волонтеры и для каких целей (для осуществления какого-то краткосрочного проекта или для повседневной работы библиотеки).

2.  Необходимо четко представлять, чем вам помогут волонтеры. Возможно, так можно частично решить проблему нехватки персонала, а может, привлечь творческие силы волонтеров для усовершенствования проекта, для получения ценных идей в организации обслуживания.

3. Не надо приглашать волонтеров в библиотеку «на всякий случай»!

Привлечение добровольцев к участию в проектах оправдано лишь тогда, когда библиотека всерьез осознает свои интересы и потребности.

4. Участие волонтёров в библиотечных проектах – непростое мероприятие для библиотекарей, но разумно организованное сотрудничество приносит взаимную выгоду.

5. В случае создания на базе библиотеки волонтерского проекта, направленного на привлечение молодежи, одиноких пожилых людей, развития творчества, вам потребуется сначала наладить связи с руководством молодежных организаций, домов престарелых, ветеранских организаций, общественных организаций по различным направлениям.

Следующий шаг – определение обязанностей волонтеров, чтобы потенциальный доброволец четко представлял себе круг работ, а также мог оценить свои силы и возможности для их выполнения.

Важно определить, с кем будет работать волонтер из библиотечных специалистов, предстоит ли какое-то обучение, есть ли возможность начать профессиональную карьеру, получить какие-либо льготы. Потенциальному волонтеру необходимо дать ответы на эти и многие другие вопросы. Обязательно подчеркните, какую пользу принесет его труд библиотеке, окружающим, значимость этой работы.

3. Как привлечь добровольцев?

-информация о потребности в волонтерах должна быть доступна посетителям

библиотеки: через информационные стенды, листовки, на сайте библиотеки и соцсетях (обязательно!);

-устраивайте встречи с потенциальными добровольцами в стенах библиотеки или онлайн;

-расскажите о потребности библиотеки в волонтерах участникам массовых мероприятий, конференций, акций;

-через рекламу по радио, телевидению, в газетах и журналах, в общественных местах, на транспорте;

— предложите организациям, где бывает много людей информацию о волонтерах в обмен на размещение в библиотеке их рекламы;

-обратитесь в организации, работающие с определенными категориями населения (молодежные центры, центры по работе с пожилыми людьми и др.).

4. Кто может стать волонтером?

Стать волонтером может любой человек от 14 лет, но бывают и исключения,

волонтерами становятся ребята младшего возраста.

В работе наиболее хорошо себя зарекомендовали 4 группы:

— старшеклассники, учащиеся колледжей;

-студенты вузов;

-психологи, педагоги, социальные, медицинские работники, социологи;

-сотрудники общественных организаций.

5. Потенциальными волонтерами могут стать:

-родственники, знакомые, друзья;

-друзья родственников, друзей и знакомых;

-участники тренингов;

-в рамках мероприятий, акций;

-посетители подростковых и молодежных клубов;

-пользователи библиотеки.

6. Начало работы с волонтёрами:

Волонтера нужно представить всем сотрудникам библиотеки, рассказать ему о структуре работы.

В библиотеке должен быть ответственный за работу с волонтерами — координатор, который бы руководил работой добровольцев, ставил им четкие задачи и отвечал бы на все их вопросы. Координатор должен уметь общаться с людьми, решать возникающие проблемы, быть хорошим психологом.

Для успешного сотрудничества необходимо назначение контактного лица и со стороны добровольцев.

Очень важно, чтобы все сотрудники библиотеки понимали значимость волонтерского труда, имели положительный настрой относительно волонтеров. Недовольства со стороны постоянного коллектива могут возникнуть из-за опасения возможной конкуренции со стороны добровольцев, сомнения в их способностях, нежелания брать на себя обязательства.

Возможно, что потребуется обучить сотрудников библиотеки работе с волонтерами. Не забывайте поощрять тех специалистов, которые успешно работают с добровольцами.

Руководитель библиотеки должен убедить работников библиотеки в необходимости волонтеров (если таковая действительно имеется) и поддерживать их.

Волонтерской группе должна постоянно оказываться информационная поддержка. Это, прежде всего, информация об их деятельности, фото мероприятий, в котором они участвовали, отзывы читателей об их работе.

Имидж организации, социальная значимость ее целей является немаловажным фактором удержания волонтеров. Руководителю библиотеки стоит встречаться с волонтерами, отмечать их успехи, говорить о перспективах и новых идеях. Делегирование части полномочий, разрешение на самостоятельный проект, позволяющий проявить инициативу и творческий подход, покажут волонтеру, что ему доверяют, признают результаты его работы.

7. О поощрении:

Самое главное — своевременно признать заслуги волонтеров, поощрить их. Способов для этого множество: прямая похвала, благодарственные письма, рекомендательный отзыв, сувениры, статьи в местных газетах, объявление благодарности на сайте библиотеки и т.д.

Скрытая похвала проявляется тогда, когда организация предоставляет условия для обучения волонтеров, повышения их квалификации, когда у добровольных помощников появляется возможность выступить представителем библиотеки на каком-нибудь мероприятии.

8. Сотрудничество библиотеки с добровольными помощниками позволит:

 -расширить библиотечное пространство, круг партнеров, стать более заметной для местного сообщества,

-обратить внимание общественности на проблемы библиотеки,

-развивать услуги и формы обслуживания в соответствии с современными потребностями и ожиданиями населения.

Присоединяйтесь! Волонтёром быть здорово!