Практические советы и способы привлечения добровольцев
Почему люди становятся волонтерами?
Мотивация добровольцев может быть самой разной:
1. Психологическая потребность быть нужным.
Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
2. Потребность в общении. В активной, творческой компании интересно и комфортно, это положительное эмоциональное состояние.
4. Интерес. Работа волонтеров зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.
5. Карьера, самореализация. Работа волонтером дает возможность улучшить свое социальное положение, помогает установить социально значимые связи, получить новые навыки, научиться полезному, развить организаторские способности и благодаря этому приобрести уважение в обществе.
6. Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии — журналистика, преподавание,менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.
7. Досуг. Время можно тратить двумя способами — с пользой и без. Первый вариант — это волонтерское движение.
8. Защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей.
9. Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ – поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, интернет-ресурсов .
2. Алгоритм выстраивания работы с волонтёрами:
1. При реализации этого направления следует определиться, нужны ли библиотеке волонтеры и для каких целей (для осуществления какого-то краткосрочного проекта или для повседневной работы библиотеки).
2. Необходимо четко представлять, чем вам помогут волонтеры. Возможно, так можно частично решить проблему нехватки персонала, а может, привлечь творческие силы волонтеров для усовершенствования проекта, для получения ценных идей в организации обслуживания.
3. Не надо приглашать волонтеров в библиотеку «на всякий случай»!
Привлечение добровольцев к участию в проектах оправдано лишь тогда, когда библиотека всерьез осознает свои интересы и потребности.
4. Участие волонтёров в библиотечных проектах – непростое мероприятие для библиотекарей, но разумно организованное сотрудничество приносит взаимную выгоду.
5. В случае создания на базе библиотеки волонтерского проекта, направленного на привлечение молодежи, одиноких пожилых людей, развития творчества, вам потребуется сначала наладить связи с руководством молодежных организаций, домов престарелых, ветеранских организаций, общественных организаций по различным направлениям.
Следующий шаг – определение обязанностей волонтеров, чтобы потенциальный доброволец четко представлял себе круг работ, а также мог оценить свои силы и возможности для их выполнения.
Важно определить, с кем будет работать волонтер из библиотечных специалистов, предстоит ли какое-то обучение, есть ли возможность начать профессиональную карьеру, получить какие-либо льготы. Потенциальному волонтеру необходимо дать ответы на эти и многие другие вопросы. Обязательно подчеркните, какую пользу принесет его труд библиотеке, окружающим, значимость этой работы.
3. Как привлечь добровольцев?
-информация о потребности в волонтерах должна быть доступна посетителям
библиотеки: через информационные стенды, листовки, на сайте библиотеки и соцсетях (обязательно!);
-устраивайте встречи с потенциальными добровольцами в стенах библиотеки или онлайн;
-расскажите о потребности библиотеки в волонтерах участникам массовых мероприятий, конференций, акций;
-через рекламу по радио, телевидению, в газетах и журналах, в общественных местах, на транспорте;
— предложите организациям, где бывает много людей информацию о волонтерах в обмен на размещение в библиотеке их рекламы;
-обратитесь в организации, работающие с определенными категориями населения (молодежные центры, центры по работе с пожилыми людьми и др.).
4. Кто может стать волонтером?
Стать волонтером может любой человек от 14 лет, но бывают и исключения,
волонтерами становятся ребята младшего возраста.
В работе наиболее хорошо себя зарекомендовали 4 группы:
— старшеклассники, учащиеся колледжей;
-студенты вузов;
-психологи, педагоги, социальные, медицинские работники, социологи;
-сотрудники общественных организаций.
5. Потенциальными волонтерами могут стать:
-родственники, знакомые, друзья;
-друзья родственников, друзей и знакомых;
-участники тренингов;
-в рамках мероприятий, акций;
-посетители подростковых и молодежных клубов;
-пользователи библиотеки.
6. Начало работы с волонтёрами:
Волонтера нужно представить всем сотрудникам библиотеки, рассказать ему о структуре работы.
В библиотеке должен быть ответственный за работу с волонтерами — координатор, который бы руководил работой добровольцев, ставил им четкие задачи и отвечал бы на все их вопросы. Координатор должен уметь общаться с людьми, решать возникающие проблемы, быть хорошим психологом.
Для успешного сотрудничества необходимо назначение контактного лица и со стороны добровольцев.
Очень важно, чтобы все сотрудники библиотеки понимали значимость волонтерского труда, имели положительный настрой относительно волонтеров. Недовольства со стороны постоянного коллектива могут возникнуть из-за опасения возможной конкуренции со стороны добровольцев, сомнения в их способностях, нежелания брать на себя обязательства.
Возможно, что потребуется обучить сотрудников библиотеки работе с волонтерами. Не забывайте поощрять тех специалистов, которые успешно работают с добровольцами.
Руководитель библиотеки должен убедить работников библиотеки в необходимости волонтеров (если таковая действительно имеется) и поддерживать их.
Волонтерской группе должна постоянно оказываться информационная поддержка. Это, прежде всего, информация об их деятельности, фото мероприятий, в котором они участвовали, отзывы читателей об их работе.
Имидж организации, социальная значимость ее целей является немаловажным фактором удержания волонтеров. Руководителю библиотеки стоит встречаться с волонтерами, отмечать их успехи, говорить о перспективах и новых идеях. Делегирование части полномочий, разрешение на самостоятельный проект, позволяющий проявить инициативу и творческий подход, покажут волонтеру, что ему доверяют, признают результаты его работы.
7. О поощрении:
Самое главное — своевременно признать заслуги волонтеров, поощрить их. Способов для этого множество: прямая похвала, благодарственные письма, рекомендательный отзыв, сувениры, статьи в местных газетах, объявление благодарности на сайте библиотеки и т.д.
Скрытая похвала проявляется тогда, когда организация предоставляет условия для обучения волонтеров, повышения их квалификации, когда у добровольных помощников появляется возможность выступить представителем библиотеки на каком-нибудь мероприятии.
8. Сотрудничество библиотеки с добровольными помощниками позволит:
-расширить библиотечное пространство, круг партнеров, стать более заметной для местного сообщества,
-обратить внимание общественности на проблемы библиотеки,
-развивать услуги и формы обслуживания в соответствии с современными потребностями и ожиданиями населения.
Присоединяйтесь! Волонтёром быть здорово!