НАШЕЙ ИСТОРИИ СТРОКИ

Мемориальная экспозиция как отражение истории библиотеки

В 2015 году исполняется 95 лет Центральной городской библиотеке им. Горького – старейшему учреждению культуры города Ростова-на-Дону. Символическим воплощением почти векового пути главной библиотеки донской столицы явилась созданная два года назад в стенах сектора художественной литературы абонемента мемориальная экспозиция «Нашей истории строки».


Рассказать о ней стоит по двум причинам. С одной стороны, хочется поделиться всегда актуальным для библиотеки опытом выставочной деятельности, а, с другой стороны,  обзор почти вековой истории библиотеки всегда представляет интерес.

Мемориальная экспозиция «Нашей истории строки» состоит из трех тематических блоков (им соответствуют три застекленные витрины).

Первый из этих блоков  называется  –  «Открываем Горького». Сразу же стоит заметить, что имя  писателя, который, по мнению Дмитрия Быкова, вошел в «первую десятку русских прозаиков XX века», является по отношению к центральной библиотеке Ростова-на-Дону не только номинальным. М. Горький стал на долгие годы приоритетным культурным ресурсом, узнаваемым брендом библиотеки.

Атмосфера горьковской эпохи, колорит личности самого писателя передаются многими экспонатами выставки. Неповторимый облик Алексея Максимовича запечатлен во всевозможных статуэтках, миниатюрных  бюстах, в  позолоченном барельефе, юбилейной монете с изображением горьковского профиля, в коллекции значков и марок. Важными  деталями экспозиции являются также копия горьковского членского билета Союза советских писателей, очки старинной модели, похожие на те, которые носил М. Горький. Бесценным свидетельством горьковской эпохи можно считать и представленную здесь же  газету «Правду» от 25 сентября 1932 года, посвященную сорокалетнему юбилею литературной деятельности писателя.

Колорит эпохи передают такие экспонаты, как подсвечник, старинные часы, статуэтка самого узнаваемого из образов – Буревестника. Неповторимые приметы времени запечатлены и в экспонатах, символизирующих писательское творчество: чернильнице с пером, писчей бумаге старого образца, на которой размещен отсканированный текст рукописи М. Горького с его автографом. (Многие экспонаты приобретены работниками ЦГБ им. Горького на  сайте антикварных вещей Молоток. ru).

Особое место в  экспозиции «Открываем Горького» занимают редкие книги из фондов центральной библиотеки. Среди них можно увидеть трехтомник писателя, подаренный библиотеке старейшим библиотекарем Дона И. П. Кисляковым, а также два раритетных издания романа «Дело Артамоновых» (один выпущен в печать в 1938 году, другой – книга на немецком языке).

Концептуальное значение для горьковской экспозиции имеют представленные на ней фотографии, раскрывающие тему «А. М. Горький и Ростов-на-Дону».

Что же связывает культового пролетарского писателя со столицей Дона?

Впервые М. Горький попал в Ростов-на-Дону весной 1891 года. Это было страшное, голодное время. В Ростове, как и в других российских городах, царила безработица. Труд крайне скудно оплачивался. Некоторое время   М. Горький работал в порту и жил неподалеку,  в ночлежке старухи Леонтьевны (не здесь ли будущий писатель накапливал житейские впечатления, наблюдал картины городских трущоб?). В  1961 году на ростовской набережной на месте старого городского порта был открыт памятник писателю. (Авторы изваяния  – скульптор М. С. Алексеенко и архитектор Я. А. Ребайн). Бронзовый Алексей Максимович стоит с непокрытой головой, взгляд его устремлен в задонскую степь, а ветер с Дона распахнул полы его пальто.

Во второй раз М. Горький побывал в Ростове-на-Дону только через 40 лет, 18 июля 1928 года, уже, будучи известным всему миру писателем. В третий раз М. Горький приехал в Ростов в 1929 году. Тогда он посетил одну из значимых социалистических строек  того времени – Сельмашстрой.

Сегодня  в   Ростове-на-Дону с  именем М. Горького связано многое. О пребывании писателя на Донской земле напоминают установленные на набережной и на доме, где жил Алексей Максимович, мемориальные доски.  Одна из центральных  в городе улиц еще при жизни М. Горького в 1932 году к сорокалетию литературной и общественной деятельности была названа в его  честь.

Интересной городской достопримечательностью, название которой связано с одним из знаковых горьковских образов, является кинотеатр  «Буревестник», расположенный в здании двухзального дореволюционного синематографа «Колизей». Кинотеатр этот примечателен тем, что здесь в июле 1920 года выступал с чтением своих стихов великий русский поэт Сергей Есенин. А интеллектуалы 70-80годов прошлого века почитали это место за то, что здесь можно было посмотреть авторское, элитарное кино, которое не демонстрировалось на широких экранах.

Именем М. Горького назван и самый старый парк  г. Ростова-на-Дону, которому исполняется в этом году 200 лет. Это самое посещаемое место в городе. Парк  им. М. Горького имеет два яруса парковых зон, на которых уютно раскинулись аллеи, игровые площадки, городок аттракционов, кафе. Здесь сохранены памятники городской архитектуры почти вековой давности: ротонда, фонтаны.

Одной из знаковых достопримечательностей г. Ростова-на-Дону, связанных с именем «буревестника революции», является Ростовский академический театр драмы им. Горького. На экспозиции «Открываем Горького» ему посвящены фотографии и информационный буклет «Горький на подмостках Ростовской сцены»  –  плод исследовательского труда  сотрудников читального зала центральной библиотеки.

Изучая это  библиотечное издание можно узнать немало интересных подробностей, касающихся истории театра.

Несколько слов об этом.

Главный театр Ростова-на-Дону, построенный в 1935 году, считается самым большим провинциальным театром в мире. В свое время он стал стартовой площадкой для таких мэтров, как Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Владислав Ветров. Знаменит ростовский театр и своим внешним обликом. Его здание, имеющее форму гусеничного трактора, (подобные конструкции были чрезвычайно популярны в 30-е годы и соответствовали духу тотальной индустриализации) до сих пор является непревзойденным образчиком архитектурного искусства: макет театра представляет российское зодчество в Лондонском музее истории архитектуры. Театр поражает гармоничным сочетание мрамора и стекла, мощными стеклянными выносными галереями, гигантской белой стеной, которую уже с первых лет после постройки использовали на праздники в качестве гигантского киноэкрана.

Интересно и то, что имя М. Горького самым тесным образом связано с историей театра. На протяжении столетия горьковские произведения  занимали почетное место на  ростовской сцене. Любопытно, что в начале прошлого века злободневные пьесы пролетарского писателя ставились в ростовском театре одновременно с постановками МХАТа. (Например, доподлинно известно, какой в 1902 году оживленный резонанс у ростовской общественности вызвали спектакли «Мещане», «На дне»). Горьковские герои продолжают жить на ростовских подмостках и по сей день: одна из громких премьер последнего времени – спектакль «Васса Железнова».

Без преувеличения можно сказать, что подлинным эксклюзивом всей горьковской экспозиции являются куклы, изображающие горьковских героев.  В их создании приняла участие творческая группа методистов, дизайнеров и читателей ростовских библиотек. Для воплощения бессмертных образов Вассы Железновой, Клима Самгина и Старухи Изергиль были использованы обычные «барби», которые до неузнаваемости преобразились благодаря фантазии креативного коллектива. Для кукол, изображающих  Вассу Железнову (она, кстати, получилась очень похожей на героиню И. Чуриковой в одноименном фильме), Клима Самгина, были изготовлены костюмы и аксессуары, соответствующие моде российского среднего класса начала прошлого века. Также куклы были тщательно загримированы. Особенно пришлось потрудиться над Старухой, потому что обезобразить юную красотку-«барби» оказалось совсем не простой задачей. Труды коллектива не прошли даром. Самой интересной и эксцентричной фигурой получилась именно она – героиня популярного горьковского рассказа. Облаченная в разноцветные, ветхие лохмотья, кукла, изображающая Старуху Изергиль, в своем отталкивающе-притягательным облике таит некую темную загадку. Значимо, что в создании образа этого харизматичного персонажа учитывалась ее портретная характеристика, данная в тексте произведения: седые космы, выбившиеся из-под красной косынки, старческое осунувшееся лицо, черные провалы подслеповатых глаз…

Составляющей частью мемориальной выставки «Открываем Горького» является размещенная в оконном проеме сектора художественной литературы абонемента трехмерная композиция «Песня о Буревестнике». Образ Буревестника выбран не случайно. Именно он является в поэтике Горького самым узнаваемым и наиболее полно отражает художественно-философскую концептуальность горьковского творчества. Макет птицы, прикрепленный в оконном проеме, выполнен в технике папье-маше. Задрапированная в  виде волн двухцветная ткань окружает макет скалы.

Горьковская символика отражена и в переносной рекламной конструкции, установленной у входа в библиотеку. На центральном щите трехстороннего штендера изображены графический портрет писателя и силуэт Буревестника, окруженные облаками, сквозь которые пробиваются лучи солнца. Общее цветовое решение иллюстративного щита штендера (преобладает романтическая бирюзово-бежевая гамма) намекает на возможность нового осмысления «забронзовелых» образов. С вершины XXI века, как с высоты птичьего полета, персона «буревестника революции» перестает казаться навязчиво политизированной. Напротив, она выглядит притягательно ностальгической в своем трогательном устремлении воспеть красоту человеческого достоинства и внутренней свободы.  

Как показал опыт, особым потенциалом для привлечения читателей обладают именно такие, выполняющие функции наружной рекламы экспозиции.  Например, несколько новых читателей на абонементе ЦБ им. Горького появились именно потому, что решили удовлетворить свое любопытство: посмотреть, что скрывается за интригующей оконной композицией.

«Библиотека им. Горького: путь длиною  в век»  – так называется    второй блок мемориальной экспозиция «Нашей истории строки». И  посвящен он истории центральной библиотеки. Этот выставочный комплекс без всяких оговорок и преувеличений можно назвать музейным, поскольку практически все его экспонаты являются подлинными. Структура экспозиции построена по хронологическому принципу:  здесь отражены основные этапы развития библиотеки.

В первую очередь обращает на себя внимание представленный здесь фотоархив, отражающий многолетнюю работу библиотеки по популяризации имени М. Горького. Старые фотографии свидетельствуют о многочисленных библиотечных мероприятиях горьковской тематики: о книжных выставках, литературных часах, творческих вечерах-встречах с артистами ростовского драматического театра,

Вообще, уже с первых лет своего существования центральная библиотека активно работала с именем пролетарского писателя. Об этом свидетельствует, например, такой реликт библиотечного музея, как  областная газета  «Молот» от 30 июня 1938 года. В этом периодическом издании есть посвященная ростовской  центральной библиотеке небольшая статья, где мы можем прочитать следующую эксклюзивную информацию о степени популярности в те годы творчества «буревестника революции»: «Книги любимого писателя не залеживаются на полках – они в беспрерывном движении. В среднем за день читателям выдается от 115 до 120 книг Алексея Максимовича».

Музейный блок «Библиотека им. Горького: путь длиною в  век»  также включает в себя экспонаты, освещающие ювенильный период жизнедеятельности центральной библиотеки – полные трудового энтузиазма тридцатые годы. Погрузиться в атмосферу тех лет помогает коллаж из старых фотографии, на которых изображены улицы Ростова, первое  здание центральной библиотеки. Неповторимым ароматом времени проникнут чудом сохранившийся листок статистического учета читателя 1932 года.

Цикл экспонатов посвящен драматическому для столицы Дона и всей России периоду – сороковым годам прошлого века. На фотографиях можно увидеть разрушенный в период оккупации и военных бомбежек Ростов, первый послевоенный коллектив  центральной библиотеки. Отдельно  выделено фото заведующей библиотеки довоенного периода –  К. П. Садофьевой. Из представленной здесь же краткой биографической справки мы узнаем много интересного об этой удивительном человеке. Клавдия Павловна, успешно проявившая себя как библиотечный профессионал, в начале войны добровольцем ушла на фронт.  Примечательно, что в феврале 1942 года в газете «Известия» в списках отличившихся за вывод батальона из  окружения была упомянута ее фамилия. Эта молодая, красивая, энергичная женщина окончила войну в звании майора.

Большую ценность представляют и другие подлинные документы.  Среди них  –   отчет центральной библиотеки  1943 года (необходимо заметить, что библиотека не прекращала свою работу даже в период оккупации), написанный на обрывках обоев, обратной стороне старых чертежей.  Также обращает на себя внимание письмо 1947 г., в котором  артисты Чеховского театра города Таганрога  поздравляют  работников центральной ростовской библиотеки  с 30-летием Октябрьской революции.

Пятидесятые-восьмидесятые годы – эпоха бурного, интенсивного развития ростовских библиотек. Об этом периоде свидетельствуют фотографии библиотечных мероприятий, библиотечного коллектива в 60-е годы и фото тогдашнего здания центральной библиотеки. В 60-70-е годы ЦГБ им. Горького приобрела высокий статус и в профессиональных кругах. Так, методиста Веру Николаевну Кессених в качестве талантливого специалиста позвали работать на должность зав. сектором организации библиотечного дела в Научно-методический отдел Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. Абонемент ЦГБ им. Горького стал экспериментальной площадкой по выполнению научных заданий Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина и Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Об этих интересных фактах можно узнать из представленного на экспозиции буклета, подготовленного библиотечными специалистами к 90-летию центральной библиотеки.

Эффективная высокопрофессиональная деятельность ростовской центральной библиотеки была оценена по достоинству. В 1970 году она была удостоена почетного звания «Лучшая библиотека РСФСР». Копия диплома, свидетельствующего об этом награждении, находится на выставке среди других экспонатов.

Современную жизнь ЦГБ им. Горького также отражает ряд экспонатов. Самая интересная и значимая из представленной здесь информации посвящена региональной научно-практической конференции «М. Горький – писатель совершенно необходимый сегодня», которая прошла в 2010 году в стенах центральной библиотеки. (В работе этого представительного форума приняли участие библиотечные работники Ростова-на-Дону и Ростовской области, представители Южного Федерального университета). На экспозиции можно увидеть фотографии участников, их доклады в печатном и в электронном виде, диски с электронными  презентациями, фото подготовленных к этому мероприятию просмотров литературы и экспозиций. Материалы конференции интересны, прежде всего, тем, что в них затрагиваются малоизученные культурологические и краеведческие аспекты: читательские и музыкальные предпочтения М. Горького, зарубежные места, связанные с личностью писателя, горьковские достопримечательности в Ростове-на-Дону.

Имя Горького является лейтмотивом и третьего экспозиционного блока. Выставка «Автографа таинственная вязь» посвящена донским мастерам художественного слова. Не будет преувеличением сказать, что культовый пролетарский писатель непосредственно стоял у истоков современной ростовской литературы. Приехав в очередной раз в Ростов-на-Дону в 1929 году, Алексей Максимович с большим удовлетворением отметил тот заметный творческий потенциал, который угадывался в представителях молодой литературы  южного города. (С одним из ростовских начинающих писателей – Павлом Максимовым – Горького связывала многолетняя переписка). Максим Горький побывал на Сельмашстрое  (ныне – знаменитый завод Ростсельмаш). Приезд писателя послужил импульсом к активности молодых талантов. Вскоре после отъезда М. Горького  при заводе возникла литературная группа «Ростсельмаш», которая существует и по сей день. Ее участниками были такие знаменитости, как Анатолий Софронов, Даниил Долинский, Борис Примеров. В настоящее время представители этой литературной группы – Павел Бойчевский и Елена Панаева –  являются членами литературного клуба «Парус» при ростовской библиотеке им. Лермонтова. Обо всем об этом рассказывают представленные выставочные экспонаты: книга П. Максимова «Воспоминания о Горьком», сборник произведений поэтов литературной группы «Ростсельмаш» «Мы жили в этом городе…», копия фотографии «Горький с группой ростсельмашевцев в цеху завода».

Центральная библиотека им. Горького всегда являлась благодатным пространством для самопрезентации творческих личностей. На полках экспозиции можно увидеть фотографии, книги с дарственными надписями классиков донской литературы – А. Софронова, А. Калинина, Н. Скребова, И. Лесного и современных ростовских литераторов  – И. Кудрявцева, И. Елисеева, А. Пепеляевой, И. Сазоновой. Многие из них в разное время являлись  (а некоторые являются) читателями ростовских библиотек.

Выставочный комплекс «Нашей истории строки» вызвал большой интерес у городской общественности. О нем писали такие ростовские  периодические издания, как «Вечерний Ростов», «Антенна-«Ростов-на-Дону». Высокую оценку экспозиции дала начальник управления культуры г. Ростова-на-Дону  Л. П. Лисицына.

Самым же важным является то, что мемориальная экспозиция «Нашей истории строки» пользуется большой популярностью у ростовчан.  Ежедневно работники абонемента ЦГБ им. Горького проводят для читателей разных возрастов экскурсии у выставочных стендов. И библиотекари, и читатели придерживаются единого мнения: безусловная заслуга библиотечной мемориальной экспозиции «Нашей истории строки» заключается в том, что благодаря ей у многих появляется возможность узнать об истории родного города и приобщиться к его культурным традициям.

Кравченко Марина Валерьевна, главный библиотекарь организационно-методического отдела Центральной городской библиотеки им. Горького МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС.